[title2]Морские звания[/title2]
Матрос — низшее воинское звание на флоте. Набираются из простолюдинов методом вербовки. Нередко для вербовки используют арестантов или каторжников, предлагая им замену тюремного заключения на срочный контракт службы на флоте. Разница невелика, но желающие всегда находятся.
Старшина (
Каптенармус — ответственный за дисциплину на корабле. Имеет полномочия налагать взыскания на матросов и старшин за нарушение ими Военно-Морского устава и правил корабельного распорядка, ведает корабельной тюрьмой.
В подчинении каптенармуса находится подразделение корабельной полиции (6 - 30 человек в зависимости от размера корабля и численности экипажа).
Парусный мастер — главный специалист по парусному вооружению корабля, в обязанности которого входит поддержание в исправности всех парусов, а также производство всех швейных работ, включая ремонт формы экипажа.
В подчинении парусного мастера находится специальная команда (6-40 человек в зависимости от размеров корабля и численности экипажа, которые имеют звание «помощник парусного мастера»). Среди экипажа имеют шуточное прозвище «бездельники», так как не несут обязательных вахт по кораблю, впрочем, парусной команде хватает работы и без этого. Нередки случаи, когда капитаны кораблей переманивают к себе на корабль всеми возможными способами хороших парусных мастеров с береговых верфей.
Оружейный мастер — ответственный за обслуживание и ремонт всего вооружения корабля. В подчинении оружейного мастера также может находится группа помощников, которые так и называются «помощники оружейного мастера».
Кок — корабельный повар. Немаловажная персона, так как от него частенько зависит моральный дух всего экипажа. Хороший кок — величайшая ценность и временами на флоте возникают целые заговоры и интриги по переманиванию особо выдающегося кока из экипажа в экипаж.
Может иметь в подчинении нескольких помощников.
Фельдшер — помощник судового врача, оказывает первую помощь раненым во время боя, на многопалубных боевых кораблях свой фельдшер находится на каждой из боевых палуб и носит соответствующую приставку: «фельдшер опердека», «фельдшер оверлопа», «фельдшер бувенета» и т.д.)
Производство в чин предполагается для наиболее опытных и подготовленных матросов.
В отношении друг друга старшины равны, старшинство обычно определяется сроком выслуги, а также некоторыми неформальными флотскими традициями, так, например, парусный мастер неофициально считается самым старшим и уважаемым из старшин, что обуславливается обычно весьма высокой профессиональной подготовкой и уровнем мастерства, а также важностью парусов для корабля.
Мастер (
Боцман — становой хребет любого корабля. Является старшим по отношению ко всем мастерам (кроме мичмана и мастера навигации), старшинам и матросам. Отвечает за широчайший круг обязанностей начиная от такелажных работ и заканчивая несением ходовой вахты. Уборка-подъем парусов, постановка-снятие с якоря, поддержание корпуса корабля в исправном и опрятном состоянии, уборка палуб и внутренних помещений, поддержание дисциплины, шлюпочные работы — вот неполный перечень обязанностей боцмана. На флоте ходит шутка, что при толковом боцмане командир может все плавание провести лежа на койке в своей каюте.
Обычно боцманский чин присваивается самым опытным матросам, прослужившим на флоте не один десяток лет. Пользуется значительным уважением и авторитетом как со стороны нижних чинов, так и стороны не лишенных ума офицеров.
На крупных кораблях боцман может быть не один, тогда самый старший и заслуженный носит чин «старший боцман», а остальные — «боцманмат».
Баллистиарий — занимается обучением и подготовкой расчетов метательных орудий и руководит ими в бою.
Плотник — ответственный за все плотницкие работы на борту, включая ремонт боевых повреждений, также руководит аварийными партиями и ведает водоотливными помпами. В подчинении плотника находится «плотницкая команда» (4-60 человек в зависимости от размеров корабля и численности экипажа, имеют звание «помощник плотника»).
Баталер — ответственный за продовольственное и имущественное снабжение корабля. Самая «вороватая» должность и звание. Знаменитый имперский адмирал Гайя сказал как-то: «Полгода в баталерах — можно вешать без суда и следствия».
Врач — старший медик на корабле, если там нет мага-целителя. Отвечает за здоровье всех членов экипажа, контролирует качество воды и продовольствия, занимается профилактикой эпидемий, лечением больных и раненых, проводит операции, руководит службой фельдшеров.
Мастер навигации — самый неоднозначный чин на флоте. В обязанности мастера входит штурманское и лоцманское обеспечение плавания, что в свою очередь требует от мастера высокого уровня знания навигации, астрономии и гидрологии. Мастер навигации является пережитком тех времен, когда кораблем могли командовать только дворяне, при этом нередко командир-дворянин не имел ни малейшей профессиональной подготовки. Вот в помощь таким «командирам» на кораблях и был введен чин мастера или шкипера.
Мастер навигации — специалиста в области судовождения, зачастую незнатного происхождения. В современном флоте мастер выполняет обязанности помощника штурмана, несет ходовые вахты, а также отвечает за поддержание в исправном состоянии навигационного инструмента.
При некоторых условиях (благоприятное стечение обстоятельств, выдающиеся достижения в службе, протекция, острая кадровая нехватка) может быть произведен в младшие офицеры.
Мичман — помощник офицеров-командиров боевых частей, дивизионов. Несет ходовые вахты в качестве помощников вахтенных офицеров.
Иногда приравнивается к младшим офицерам.
По большей части комплектуется из молодых дворян незнатных или обедневших родов, которые не могут себе позволить обучение отпрыска в Военно-морской академии. Получение чина требует сдачи весьма серьезного экзамена.)
Старшинство определяется так же, как и для старшин, с теми же неофициальными традициями. Так по традиции наибольшим уважением и почетом пользуется боцман.
Младшие офицеры
Лейтенант — самый «младший» офицерский чин. При этом следует различать чин и должность. Все помощники командира корабля имеют должность «лейтенант». При этом на должности в зависимости от ситуации, ранга корабля, количества экипажа может быть как офицер в чине лейтенанта, так и мичмана или мастера навигации. Все трое будут носить чин «действующий», который будет действовать только во время похода или нахождения корабля в кампании. После окончания похода, боевых действий, вывода корабля из кампании в резерв, чин «действующий лейтенант» с военнослужащего будет снят, и он снова будет именоваться по своему основному чину.
Лейтенант-командер — офицер, назначенный самостоятельно командовать либурной.
Капитан — офицер, исполняющий обязанности командира «рангового корабля» (от 3-го ранга для тех, кто командует нао, до 1-го). К званию в этом случае добавляется соответствующая приставка. «Капитан 1-го ранга», «капитан 2-го ранга» и т. д.
Назначается из числа лейтенантов и лейтенантов-командеров, при освобождении вакансий
Командор — командир соединения кораблей, на которое по каким-либо причинам не сочли нужным назначить адмирала для командования. Обычно в таком случае старший из капитанов кораблей, включенных в соединение получает чин командора и совмещает обязанности командира соединения и командира собственного корабля.
Чин является временным и после окончания боевых действий или роспуска соединения снимается. Один из самых коварных чинов во флоте, так как офицер в чине командора может быть представлен на производство в «действительные адмиралы» или снова возвращен в капитанское звание. Частый источник интриг, ссор, поломанных карьер, дуэлей и прочего.
Флагманские офицеры
Контр-адмирал — командующий авангардом, легкими силами, выполняет функции помощника командира эскадры или начальника соответствующего отдела штаба. Может назначаться командиром отдельного соединения кораблей, выделяемого из состава эскадры для выполнения отдельных задач.
Вице-адмирал — командующий арьергардом, авангардом. Может занимать должность первого помощника командира эскадры, начальника штаба.
Адмирал — командующий эскадрой.
Первый Адмирал — командующий флотом.