Поначалу Лахлаан хмурится, сдвигая брови; совершенно по-детски и искренне надувает губы, обиженно нахохливаясь. Мал для воина! Нет, ты посмотри на этого здоровенного… быка! Плечи ни в один дверной проем не пролезут, роста как в стародреве – за версту увидать можно, если не начнет по земле как змея ползти, а еще про Лаана что-то говорит. Мал! Бывает и меньше, и рост совсем не влияет на то, воин ты или нет! Правда, еще через миг обида стихает и растворяется во внезапном откровении: для воина. По людским понятиям, возможно. Риовен тоже считает, что Лахлаан мелковат и порой называет его белобрысой белкой. Но – юноша же не воин. Он чуть улыбается, опуская уши и наклоняя голову на бок.
— Кевар – не воины. Кевар – защитники, — поясняет Лаан, улыбаясь еще шире, — кевар – стражи Великого леса. Быть кевар – большая ответственность, ведь ты – клинок своего народа и щит, защищающий его, — не без гордости поясняет Лахлаан, выпячивая грудь колесом. Воодушевленно поднимает уши, прикрывая глаза. Есть большая разница между значениями слова «воин» в языке народа Лаана. Он гибок, пластичен и метафоричен – у нескольких слов может быть одно и тоже значение (с точки зрения людей), как и наоборот – у одного слова может быть сразу несколько значений. Опять же, с точки зрения людей. Объяснять Риванон эти тонкости было очень сложно. Например, что «воин» это не «воин» в понимании людей. «Воин» это характеристика; Ахади так называют. Кевар – то, кто ты есть, чем ты занимаешься, к кому принадлежишь. Большая разница, если спросить Лахлаана.
— Ну, — неловко произносит юноша и радуется, что в сумерках не видно, как он краснеет, — я еще не совсем кевар. Молодой… слишком, — будто бы виновато лопочет Лаан, прижимая уши, но через мгновение снова гордо поднимает лицо, делая грудь колесом, — но уже скоро буду. Это все знают!
Его, конечно, немного беспокоит, что Ахади была ощутимо младше, когда стала молодой стражницей Антаур, а ему наконец позволили это лишь недавно. Однако Лаан вполне понимает, чем продиктованы эти решения старшей сестры – он еще слишком юн. Эмоционально, не физически; многие понимали, что несколько десятилетий назад юноша был совершенно не готов одеть форму кевар и взвалить на свои плечи груз ответственности за свой народ, хотя он и утверждал обратное, как заведенный повторяя: «я уже не дитя». Лаан – залюбленный и избалованный ребёнок, он и сам это понимает. Вырос, окруженный любовью и заботой старших сестер, в особенности Тауриэль, которая, наверное, после гибели родителей переключила всю свою любовь на младшего брата. В мире людей Лахлаана бы назвали тепличным цветком – он категорически не подготовлен к тому, что может его ожидать за пределами родного леса. Слишком наивен, слишком любопытен, слишком доверчив, искренен и непосредственен.
С другой же стороны, невзирая на свою тепличность, Лаан полностью самостоятелен и совершенно не глуп. Сочетание несочетаемого.
В любом случае, юноша слишком миролюбив. Его сестры не одобрили бы того, что он якшается с людьми. Наверняка, они бы оттаскали его за уши и отправили в свою комнату на пару десятков лет подумать о своём поведении. Потому что скаа нельзя доверять. Скаа не такие, как они. Именно скаа принесли на Эльдоландэ войну – до их прибытия у народа Лаана даже слова-то такого не было, они его переняли у людей.
А теперь один из тех, кто принес в этот мир войну – шугается Лахлаана, бросая беглые взгляды на меч. Юноша невольно хмурится, ощущая острую обиду из-за этого недоверия. Неужели мужчина думает, что Лаан собирается его подстрелить? За… за что? Он же не сделал ничего плохого, так почему Киган ожидает подвоха? Почему Лахлаан не ожидает того же от него? Да, боится сказать лишнего, но ему, отчего-то, даже в голову не пришло, что чужестранец может схватиться за меч и напасть. Кажется, все люди такие недоверчивые – Риовен тоже, наверное, до сих пор не очень-то верит Лаану, даже не смотря на все эти годы дружбы. Люди не верят никому, кроме самих себя? Как они могут жить в таком мире, когда доверять можно лишь себе? Это грустно. Мир людей видится мрачным и жестоким, однако по-прежнему странным и интересным. И теперь вместо острой обиды Лахлаан ощущает, как на сердце медленно опускается сочувствие. Ему так жаль. Он бы мог показать Кигану совсем другой мир. Мир, в котором не нужно бояться тех, кто тебя окружает. Мир, в котором ты просто можешь быть собой. Мир, в котором твой народ любит и принимает тебя таким, какой ты есть: наивным, любопытным и непосредственным, как Лахлаан, или суровой, дерзкой и жесткой, как Ахади.
Он хотел бы показать Кигану, что рядом существует тот мир, в котором ему не нужно смотреть на меч каждые две минуты своей жизни и опасаться, что кто-то нанесет смертельный удар в спину, стоит только отвернуться.
— Я не убью тебя, — произносит Лахлаан, тоскливо глядя на напряженного чужестранца, — нельзя отнимать жизнь без причины. Жизнь – это дар Великий дух. Любая жизнь – ценна, — простая философия его народа требует равного отношения и к себе, и к деревьям вокруг, и к волку, даже если он напал на тебя. Птица в руках Лахлаана – это смерть; она не погибла напрасно, а станет ужином чужестранца. Если бы юноша просто оставил её гнить на земле – это было бы убийством.
Однако, чтобы не смущать Кигана, Лаан отходит на прежнее место, садясь чуть поодаль. Лук и стрелы откладывает в сторону, после чего вздыхает, опуская уши. А поймет ли человек его слова? Лахлаан становится еще печальнее, сомневаясь в этом – Риовен всегда смеется над тем, как юноша печется даже о деревьях. Риванон одергивает его, но, кажется, и она обеспокоенности их общего друга всем подряд живым не понимает. Уважает. Принимает. Но не понимает.
Нельзя наполнить чашу, которая полна. Так старые учителя говорили о первых скаа – их нельзя было научить жить так, как живет народ Лахлаана. Понадобилось много сотен лет и не одно поколение людей, чтобы они поняли.
— Сэстра научила, — отвечает он, — она лучшей лучник, — юноша снова обнимает ноги, подтягивая колени к груди, — сэстра – великий кевар, она – Первая стрела недавно стать. Все знали, что так будет когда-нибудь. Теперь все говорят, что я буду однажды Первая стрела, — Лахлаан робко улыбается; в этой улыбке одновременно и гордость, и радость, но нечто горькое ощущается в изгибе губ юноши. Он прикрывает глаза, негромко вздыхая, а после улыбается чуть легче, оставляя эти свои переживания на будущее. Открывая глаза, заинтересованно смотрит на Кигана, двигая назад то одним ухом, то другим, пока внимательно слушает мужчину. Лаан, разумеется, смутно догадывался, что далеко не первым нарушил запрет, но догадываться и слышать подтверждение своих мыслей – совершенно разные вещи.
И тут Киган выдает нечто такое, от чего Лахлаан расплывается в широченной улыбке, а после и вовсе начинает откровенно хохотать. В каком смысле «знать лучник-женщина»? Какой странный вопрос! Будто бы на свете существует лишь несколько женщин, владеющих луком! Лаану это кажется столь необыкновенно глупым, что он хохочет и просто не может успокоиться.
— Конечно, я да! Как можно не знать! — выдавливает юноша сквозь смех. — Это надо совсем в далеко жить, не видеть и не встречать никого и никогда, чтобы не знать ни одна лучник! — он немного успокаивается, переставая хохотать и распугивать зверье, но смотрит на Кигана по-прежнему игриво, и весело улыбается от уха до уха. Ему даже в голову не приходит, что в мире людей все может быть совершенно иначе, и женщины-лучницы – большая редкость.
Но чужестранец задора Лаана не разделяет: веселье сходит на нет, когда он напрямую спрашивает о человечности. Юноша снова прячет лицо в коленях, оставляя торчать только глаза. Про которые Киган говорит «сапфиры». Лахлаан сощуривается, потому что не знает, что такое сапфиры; сощуривается, потому что подозревает, что это какая-то людская издевка, которую ему не понять. Как те слова Риовена о том, что Лаан – нежный, как девушка. Глаза-сапфиры – тоже какая-то человеческая шутка? Плохо иметь глаза-сапфиры, как юноше плохо быть похожим на девушку?
— Что такое срапфиры? — угрюмо спрашивает Лахлаан, крепче обнимая ноги, прижатые к груди. — Это что-то плохое? Некрасиво? Или мальчик так не должен быть такие глаза? — непонимающе спрашивает Лаан, сильнее нахмуриваясь. В его разуме никак не стыкуются понятия, что «мальчик должен» или «девочка должна». В его разуме вообще отсутствует понимание, что у мальчиков и девочек могут быть какие-то существенные различия в чем-либо, кроме способностей зачать и формы тела. И даже годы дружбы с поцелованными огнем не помогли приобрести знаний в этой области, лишь наоборот добавили еще больше трудностей. Поначалу юноша думал, что, может быть, у людей женщины и мужчины действительно чем-то сильно отличаются, но чем дольше дружил с Риванон и Риовеном, тем сильнее убеждался в обратном: различия только в способностях к зачатию и форме тела. Может, Лаан просто глупый и не видит очевидного?
Он замолкает, гладя на Кигана. Мужчина тоже замолкает. Повисает тишина, прерывая лишь шумом леса, встречающего ночь. Лахлаан несколько раз вдыхает, понимая, что не сможет уйти от ответа. Чтобы он не сказал, в попытке сделать это – все будет провальным. Скажи он «да, я человек» и это будет ложь. Откажись говорить – это станет «нет, я не человек».
Юноша весь съеживается.
— Нет, — шепотом произносит Лаан, внимательно глядя на Кигана, — эльфинид.
Отредактировано Лахлаан Лориэн-ан (2019-09-21 02:38:53)